Великие мастера дзен

Хранители непрерывной линии передачи от Будды до наших дней

Бодхидхарма

ок. 440–528

Первый патриарх чань/дзен. Индийский монах, принёсший учение в Китай. Согласно легенде, девять лет медитировал перед стеной в монастыре Шаолинь. Основоположник «передачи вне писаний, прямого указания на сердце человека».

Хуэй-нэн

638–713

Шестой патриарх чань. Неграмотный дровосек, достигший пробуждения, услышав «Алмазную сутру». Его учение о «внезапном пробуждении» стало основой южной школы чань, из которой выросли все современные линии дзен.

Мацзу Даои

709–788

Один из величайших мастеров эпохи Тан. Известен шокирующими методами обучения: криками, ударами, парадоксальными ответами. Его изречение «Обычный ум — это и есть Путь» стало краеугольным камнем дзен.

Линьцзи Исюань

?–866

Основатель школы Линьцзи (яп. Риндзай). Прославился громовыми криками «Хэ!» и резкими методами. Учил, что «встретив Будду — убей Будду», призывая отбросить все внешние авторитеты и найти истину в себе.

Дзёсю Дзюсин

778–897

Легендарный китайский мастер, проживший 120 лет. Автор знаменитого коана «Му». Его диалоги отличаются тонкостью и глубиной. Начал учить только после 80 лет, проведя предыдущие годы в странствиях и практике.

Догэн Дзэндзи

1200–1253

Основатель школы Сото в Японии. Автор монументального труда «Сёбогэндзо». Учил практике «сикантадза» — просто сидения без цели. Его философия глубоко повлияла на японскую культуру и мировую мысль.

Хакуин Экаку

1686–1769

Реформатор школы Риндзай в Японии. Создатель коана «Каков звук хлопка одной ладонью?». Систематизировал практику работы с коанами. Также известен как художник и каллиграф.

Сюнрю Судзуки

1904–1971

Японский мастер, принёсший дзен Сото в Америку. Основатель Дзен-центра Сан-Франциско. Его книга «Сознание дзен, сознание начинающего» стала классикой и познакомила миллионы западных читателей с дзен.

Тит Нат Хан

1926–2022

Вьетнамский дзен-мастер, поэт и миротворец. Основатель традиции «Слива» и общины Плам Виллидж. Номинирован на Нобелевскую премию мира Мартином Лютером Кингом. Популяризатор практики осознанности на Западе.

«Великий Путь не имеет ворот, тысячи дорог ведут к нему. Тот, кто пройдёт через эту заставу без ворот, будет свободно ходить между небом и землёй.»
— Мумон Экай, «Застава без ворот»

Линия передачи

В дзен-буддизме огромное значение придаётся непрерывной линии передачи учения от учителя к ученику. Эта цепь, называемая «кэтимяку» (血脈, «кровяная линия»), восходит к самому Будде Шакьямуни и через индийских патриархов, китайских мастеров чань приходит к современным учителям.

Передача — это не просто передача знаний или техник. Это подтверждение того, что ученик достиг того же понимания, что и учитель. Как говорят в дзен: «от сердца к сердцу», «от ума к уму».

Традиционно выделяют 28 индийских патриархов (от Махакашьяпы до Бодхидхармы) и 6 китайских (от Бодхидхармы до Хуэй-нэна). После Хуэй-нэна линия разделилась на множество ветвей, из которых до наших дней сохранились школы Линьцзи (Риндзай) и Цаодун (Сото).

«Особая передача вне учения,
Не опирающаяся на слова и знаки.
Прямое указание на сердце человека —
Созерцание своей природы и становление Буддой.»